Заявка
нет товаров
Нижегородэлектрозащита
Поставка электроизоляционных материалов и обмоточных проводов

Применение обмоточных эмаль проводов для ремонта электродвигателей (08.07.2019 г.)

Эмалевая изоляция обмоточных проводов это смеси синтетических смол и лаков, нанесенных на поверхность проводника с образованием тонкого и прочного изоляционного слоя. Провода, покрытие такими составами, широко применяются в обмотках электрических машин, оборудования и приборов, если эксплуатационные требования к ним соответствуют техническим характеристикам обмоточного материала.

Классификация и маркировка

Обмоточные провода в эмалевой изоляции подразделяются по таким параметрам, как:

  • материал электрического проводника;
  • химический состав и технические характеристики изоляционного покрытия;
  • форма поперечного сечения изолированного провода.

Самым распространенным материалом для изготовления токопроводящих жил является медь. Реже можно увидеть применение алюминиевых проводов. Для обмоток, работающих в сложных условиях эксплуатации иногда можно встретить применение нихрома, манганина или константана, которые отличаются меньшим электрическим сопротивлением.

Сечение провода может быть прямоугольным или круглым. Проводники прямоугольного сечения обычно применяются при изготовлении трансформаторов и приборов. Максимальное сечение таких проводов – 6,0х14,5 мм. Для обмотки электродвигателей обычно используют круглый провод, так как такая форма сечения позволяет выполнить более плотную укладку и уменьшить габаритные размеры электрической машины.

Виды эмалей для изоляционного покрытия

При маркировке обмоточных эмаль проводов первой пишется буква «П». После нее идет условное обозначение изоляционного материала:

  • ЭЛ – эмаль лакостойкая;
  • ЭВ – высокопрочная;
  • ЭТ – теплостойкая;
  • ЭВТЛ – высокопрочная, теплостойкая, лакостойкая;
  • ЭЛР – лакостойкая полиамиднорезольная.

Далее буква в маркировке означает степень твердости материала проводника. Для мягких сплавов «М», для твердых «Т». Для не медных проводов последняя буква в маркировке означает тип материала:

  • А – алюминий;
  • Н – нихром;
  • М – манганин;
  • К – константан.

Для выполнения обмоток могут применяться провода с комбинированной изоляцией, в которых слой эмали дополнительно покрыт кабельной бумагой, стекловолокном, хлопчатобумажной или шелковой пряжей.

Выбор провода для самостоятельной перемотки двигателя

При перемотке двигателя необходимо знать не только сечение проводника и количество витков, но и марку изоляции. Увеличенная толщина слоя эмали может привести к тому, что нужное количество витков просто не поместится в габаритные размеры обмотки. Кроме того тип провода определяет надежность работы электрической машины при разных температурных режимах и механических нагрузках.

Необходимые данные для двигателей отечественного производства можно легко найти в справочной литературе. Если маркировка двигателя не видна, то придется вручную пересчитать количество витков, а потом измерить толщину провода в изоляции и без нее. Разница измерений позволит определить толщину слоя эмали. А вот марку изоляционного покрытия придется выбирать более дорогую с более высокими эксплуатационными показателями для гарантированного уровня надежности.

Кроме этого следует учесть, что даже термостойкая эмаль проводов начинает плавиться или выгорать при температуре обмотки более 180°C. При этом средняя рабочая температура провода не должна превышать 120°C. Нарушение этого требования может привести к короткому замыканию и полному выходу двигателя из строя. Поэтому не допускается использовать эмаль провод для перемотки высокооборотных двигателей и машин, работающих в режиме больших нагрузок.

Если возникают проблемы с покупкой провода необходимого сечения, для перемотки можно использовать 2 или 3 более тонких проводника, подключаемых параллельно. Главное чтобы общая площадь сечения соответствовала необходимой. Кроме этого нужно определить заранее, поместится ли обмотка в габаритных размерах электрической машины.

Если же вы не имеете опыта, инструмента и необходимых навыков, то перемотку электродвигателя лучше поручить специализированной мастерской или сервисному центру. В этом случае вероятность ошибок будет практически исключена, и двигатель проработает еще длительное время.