Перемотка электродвигателей обмоточными эмальпроводами (11.11.2019 г.)
Известно, что двигатель, работающий на электричестве, является важнейшим элементом машин и механизмов разного назначения. Как и любые агрегаты, он требует ремонта через определенный промежуток времени, в том числе из-за того, что обмотка электродвигателя вышла из строя.
Основными показателями необходимости начала ремонта являются посторонние шумы или стуки. Они возникают под действием природных влияний: перепадов температур, попадания пыли или масла, слишком сильной вибрации или неправильной эксплуатации силового агрегата. Если эти признаки налицо, мастера предлагают провести перемотку электродвигателей, эта операция производится при помощи специальных установок, применяются провода разных видов, в том числе покрытые эмалью.
Эмальпровода: структура и назначение
Среди элементов двигателей эмальпровода пользуются популярностью из-за хороших рабочих качеств. В них отсутствует традиционная пластиковая изоляция либо изоляция, сделанная из резины, провод покрывают тонким слоем лака – эмали. Слой предотвращает возникновение короткого замыкания при плотной обмотке механизма по известной технологии «от витка к витку».
Популярность этого вида проводов обусловлена их небольшой толщиной, в отличие от тех проводов, в которых в качестве изоляции используется бумага, стекловолокно или ПВХ, другие материалы. Небольшие размеры позволяют применять эмальпровода практически в любых видах электродвигателей. Эмалированные провода выпускаются разной длины и ширины, что позволяет подобрать их к конструкции конкретного агрегата.
Эмалированные провода изготавливаются из меди или алюминия. Эти материалы обладают отличной проводимостью, а также сопротивляемостью: в сочетании с лаковым покрытием они справляются со своей основной задачей – позволяют двигателю без потерь вырабатывать ток. Инженеры классифицируют провода, покрытые лаком, по классам температур: от 105 до 200 градусов. Срок их службы – 20 тыс. часов при условии максимальной температуры, если постоянно поддерживается невысокая температура, срок службы удваивается.
Технология перемотки электродвигателей
Без специальных навыков и инструментов проводить перемотку двигателя не рекомендуется, каждый из ее этапов имеет некоторые нюансы, о которых следует знать.
- Демонтаж силового агрегата начинается с его отключения от электросети и открепления его от установки, которую он питает энергией. Далее снимают задний кожух агрегата, демонтируют крыльчатку, откручивают крепление крышек, снимают ротор. Как правило, этот процесс облегчают с помощью специального оборудования: съемников.
- Процесс удаления обмотки включает съем бандажного крепежа и изоляционного покрытия, освобождение пазов и окончательное очищение механизма от грязи и копоти. Некоторые мастера рекомендуют сфотографировать схему соединений перед началом рабочих операций по обмотке, но это необязательная процедура, так как схему подключений можно посмотреть в паспорте агрегата.
- Подбор толщины и других технических характеристик эмальпровода осуществляется по справочнику. Затем проводится гильзование: установка изоляторов в каждый из пазов, после этого производят процесс обмотки. Катушечные группы аккуратно укладывают в пазы, обвязывают и соединяют их, обычно эти операции выполняют вручную. На завершающем этапе тестируют работу и качество сборки при помощи омметра.
Следование этапам демонтажа и обмотки электродвигателя позволит агрегату работать весь срок эксплуатации без поломок.