Комедия «Опасно для жизни» Леонида Гайдая (23.09.2019 г.)
Советское кино отличалось всеобъемлющим охватом всех сфер жизни человека, в том числе экономической. Фильмы снимались на общем фоне развития народного хозяйства, например, энергетики. Многие известные режиссеры не избежали участи снять кино на производственные темы, но их талант позволил создать нескучные запоминающиеся ленты, их с удовольствием смотрит нынешнее поколение.
Комедия «Опасно для жизни», снятая Леонидом Гайдаем в 1985 году на студии «Мосфильм», оказалась в лидерах проката, заняв 15-е место, кино в СССР посмотрели более 20 млн человек. Гайдай как обычно пригласил в свою команду именитых мастеров. Над сценарием трудился Роман Фурман, музыку к фильму написал Максим Дунаевский, песню спел Николай Караченцов.
Фильм рассказывает о неравнодушном человеке советского времени. Спартак Молодцов, его играет Леонид Куравлев, – ответственный работник одного из предприятий, не может пройти мимо оборванного провода линии электропередач. Он остается охранять опасный участок, а сообщить об этом происшествии просит случайного прохожего алкоголика Чоколова, которого сыграл Георгий Вицин. Просьбу он направляет и к случайно проезжавшей Тамаре, девушка работает водителем фургончика, ее сыграла Татьяна Кравченко. Между Тамарой и Спартаком вспыхивает искорка отношений, но эта тема не развивается.
Другая сюжетная линия: это мир, в котором живет педантичный и непримиримый герой фильма. Он не женат, живет с сестрой (Лариса Удовиченко), в ее жизни принимает активное участие, постоянно критикуя ее жениха (Владимир Носик). На работе Спартак незаменимый человек, без него невозможно решить производственные задачи. Его начальник (Борислав Брондуков) не подписывает без Молодцова бумаги, отказывается принимать любые решения. Посетители (Сергей Филиппов и Тамаз Толорая) тщетно обивают пороги учреждения, приносят мелкие взятки для решения их вопроса, но все тщетно. Только лишь один Молодцов отвечает за все происходящее на работе.
Интересна фигура алкоголика Чоколова, персонаж дает понять зрителю, что даже сильно пьющий человек еще не потерян окончательно и может быть полезным обществу. Тему развивает Георгий Вицин, этому замечательному актеру невозможно не верить.
Затронута немного тема межнациональных отношений, показаны времена, когда о вражде между народами одной огромной страны никто не мог бы подумать. Персонаж Вано Кипиани – грузина, приехавшего решить производственные задачи, получился очень ярким и правдивым.
Фильм заканчивается на позитивной ноте, провод, оказывается, давно был обесточен, его не нужно было охранять. По-другому и не могло быть во времена СССР, когда работали идеологические механизмы, внушавшие гражданам, что в энергетической сфере полный порядок и гражданам нечего опасаться. В большинстве случаев именно так и было.
Кино ярко отражает жизненные коллизии конца 80-х годов ХХ века. В те времена ответственный, принципиальный человек еще был центральной фигурой кинематографа. Но уже вовсю звучали критические нотки, можно было смеяться над нерадивыми советскими чиновниками – бюрократами, которые зря приходили на работу. Показана атмосфера советского учреждения, в советской конторе каждый занимается любым делом, но только не работой. Прошелся режиссер по теме взяток, так как ни один вопрос невозможно было решить без шоколадки или чемоданчика со спиртным.
Фильм стоит посмотреть из-за атмосферы, актеров, музыкального сопровождения, он вызывает ностальгию по прошедшим временам. Еще раз напоминает о профессионализме режиссера, который смог снять фильм на довольно скучную тему энергетики, человеческих и производственных отношений интересно. Неслучайно интерес к нему не пропадает в наше время.