Использование полиуретана при изготовлении сайлентблоков в подвеске автомобиля (02.12.2019 г.)
Постоянное совершенствование технологий позволяет применять для изготовления деталей автомашин различные материалы. Это касается и сайлентблоков: элементов устройства подвески машины, которые отвечают за гашение ударов и устранение вибраций, возникающих от работы различных механизмов. Таким образом обеспечивается плавное передвижение транспортного средства по дорогам.
Сайлентблок: это внутренняя втулка с отверстием для болта и внешней обоймой для запрессовки в подрамник, кронштейн или балку. Другими словами, это шарнир, сделанный из металла, резины или полимеров. Эти материалы придают детали подвижность. Свободное пространство между элементами сайлентблока обычно заполнено резиной, а поверхность покрыта специальным составом, защищающим сайлентблок от агрессивных воздействий.
Резина, как заполняющий материал, не очень надежна. Она рассыхается, трескается, детали быстро выходят из строя и не выполняют заявленные функции в автомобиле. Эта ситуация должна быть исправлена, так как на шарниры приходится большая нагрузка, и они выполняют важную функцию в автомобиле. На помощь приходят новые материалы – полимеры, среди которых полиуретан, материал отличается качеством и долговечностью.
Полиуретан
В состав полиуретана входят полиол и изоцианат, они придают материалу черты эластомера: сырья, которое способно растягиваться и мгновенно возвращаться в прежнее положение. Полиуретан выпускают в различных состояниях: вязких, жидких, твердых, в зависимости от целей его применения.
Это незаменимый материал, который используется во многих сферах деятельности человека. Он не боится низких и высоких температур, устойчив к влажности, огню, механическим нагрузкам и воздействию агрессивных веществ.
В сравнении с резиной он также выигрывает: устойчив к машинным маслам, меньше загрязняется, поэтому за изделиями, сделанными из этого полимера, большое будущее. Это мнение подтверждается и его активным применением в автомобильной промышленности. Из этого материала изготавливают сайлентблоки, использование полиуретана для этих целей обладает плюсами и минусами.
Преимущества и недостатки использования полимера
Эксперты, постоянно изучающие поведение различных материалов в тех или иных условиях, отмечают, что полиуретановые сайлентблоки обладают повышенной жесткостью. Это свойство позволяет подвеске стать более жесткой, что сделает машину максимально устойчивой на дороге. К тому же за полиуретановые детали нужно заплатить меньшую цену, чем за каучуковые. Полимерные сайлентблоки служат дольше каучуковых деталей, не боятся дорожных реагентов и других агрессивных сред.
Однако из-за жесткости деталей водитель сильнее чувствует выбоины на дороге и стыки дорожного полотна. Особенно жесткость увеличивается при сильном понижении температуры. К недостаткам относят и недостаточное взаимодействие полиуретана с металлами, поэтому в процессе эксплуатации полимерных деталей они часто отслаиваются от металлических поверхностей. Тем не менее, развитие технологий и внедрение технических разработок в жизнь позволит внести недостающие компоненты в состав этого полимера, что в будущем устранит эти недостатки.
Водители, испытавшие автомашины с резиновыми и полиуретановыми подвесками, сделали вывод, что выбор материала зависит от качества дорог, на которых приходится ездить. Если удается избежать кочек и ухабов, то можно оставить детали с резиновыми вставками, но если дороги сложные, то предпочтение отдают сайлентблокам из полиуретана.