Электропоезд ЭР-2 (03.03.2020 г.)
Среди поездов, в полной мере выполнивших поставленные перед ними задачи второй половины ХХ века, электропоезд рижского производства – ЭР-2. Серия поездов выпускалась с 1962 по 1984 год, в выпуске принимали участие три предприятия СССР. Это вагоностроительный и машиностроительный заводы Риги и предприятие города Калинина, поставлявшее тележки и кузова вагонов.
Поезд осуществлял основные пригородные пассажирские перевозки в советский и постсоветский периоды. Состав стал усовершенствованной версией поездов ЭР-1, в 1962 году вагоностроительные заводы выпустили 50 новых составов новой серии. За производственный период было выпущено 850 поездов этой серии.
Инженеры заводов постоянно усовершенствовали конструкцию ЭР-2. Поэтому составу удалось стать лучшим пригородным транспортом для уровня развитых технологий конца прошлого столетия. К примеру, для увеличения длины состава начали выпускать двухвагонные секции, в 1975 году модернизировали форму кабины, немного позднее в салоне начали устанавливать мягкие кресла.
Технические параметры
Составы серии ЭР-2 безотказно работали столь длительный период благодаря следующим техническим характеристикам:
- длина поезда: 202 м, масса: 485 т, длина одного вагона: 20,1 м;
- вместимость: всего сидячих мест: 1050, в каждом вагоне: от 77 до 110 мест;
- кузов представлял собой цельномеханическую несущую конструкцию, каркас которой выполнен в виде замкнутых металлических колец;
- конструкция электропоезда была основана на 2-осных тележках, их рамы упирались на буксы колесных пар через рессорное подвешивание. Для гашения колебаний били предусмотрены фрикционные и гидравлические гасители;
- тяговая электропередача работала следующим образом: на каждом вагоне были установлены 4 электрических двигателя. Напряжение в них регулировалось при помощи реостатов. Конструкторы продумали надежную защиту электрооборудования: на состав установили выключатели, реле перегрузок, плавкие предохранители;
- передача энергии от контактного провода осуществлялась при помощи токоприемников пантографного типа. Эти токоприемники обеспечивали вертикальное передвижение полоза электрического контакта. Приемник был оснащен пневматическим приводом, поэтому под давлением воздуха мог опускаться, предварительно оторвавшись от провода.
В системах электропоезда марки ЭР-2 применены достижения в области развития пневматических систем. Сжатый воздух использовался в тормозном оборудовании, в системах открытия и закрытия дверей, других технических комплексах поезда. Для поддержания нужного давления воздуха в головных вагонах устанавливались регуляторы давления (АК-11Б), они отключали насосы в автоматическом режиме.
Интерьер вагонов: максимальное удобство пассажиров
Поезд ЭР-2 стал прорывом в транспортной сфере советской промышленности, это касается как его технических характеристик, так и интерьера.
Практически все полезное пространство вагона отдано пассажирам: для них размещались шесть сидений: по три сиденья напротив друг друга в каждом ряду. Над диванами были сконструированы багажные полки, что значительно расширило пространство вагонов и позволило пассажирам перевозить больше вещей с максимальным комфортом.
В поезде были предусмотрены системы жизнеобеспечения: освещения, вентиляции и отопления. Вагоны освещались светильниками с лампами накаливания, также было предусмотрено дежурное освещение с применением ламп малой мощности. Вентиляция в основном была принудительной, через форточки, но в составе поздних выпусков стали применять центробежные вентиляторы. Отапливался салон вагона при помощи электрических печей, установленных под сиденьями.